Плавание и крушение
Хронология
Путь «Титаника» и место его крушения.
- 10 апреля 1912 года
- 12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк».
- 19:00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт пассажиров и почты.
- 21:00 — «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).
- 11 апреля 1912 года
- 12:30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт пассажиров и почты; один член команды дезертирует с «Титаника».
- 14:00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.
- 14 апреля 1912 года
- 09:00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49—51° западной долготы.
- 13:42 — «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы.
- 13:45 — «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы.
- 19:00 — температура воздуха 43° по шкале Фаренгейта (6 °C).
- 19:30 — температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
- 19:30 — «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы.
- 21:00 — температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C).
- 21:30 — второй помощник капитана Лайтоллер
предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том,
что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах
может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением
льдов.
- 21:40 — «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°—41°25′ северной широты, 49°—50°30′ западной долготы.
- 22:00 — температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C).
- 22:30 — температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C).
- 23:00 — «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист
«Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает
сообщить координаты района.
- 23:40 — В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′
западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были
рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был
замечен айсберг. Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошло касание
подводной части судна, и корпус судна получил многочисленные мелкие
пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков
судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна).
- 15 апреля 1912 года
- 00:05 — отдан приказ расчехлить спасательные шлюпки и созвать членов экипажа и пассажиров к местам сбора.
- 00:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи.
- 00:45 — выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7).
- 01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса.
- 01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета.
- 02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D).
- 02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы.
- 02:17 — гаснет электрическое освещение.
- 02:18 — «Титаник» разламывается на три части (об этом стало известно в 1996 году после экспедиции Наржоле).
- 02:20 — «Титаник» затонул.
- 03:30 — в спасательных шлюпках замечают сигнальные ракеты, выпущенные с «Карпатии».
- 04:10 — «Карпатия» подобрала первую шлюпку с «Титаника» (шлюпку № 2).
- 08:30 — «Карпатия» подобрала последнюю (№ 12) шлюпку с «Титаника».
- 08:50 — «Карпатия», взяв на борт 706 человек, спасшихся с «Титаника», берёт курс на Нью-Йорк.
Столкновение
Айсберг, с которым, как считается, столкнулся «Титаник»
Распознав в лёгкой дымке айсберг, вперёдсмотрящий Флит предупредил
«перед нами — лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду
прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье
гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник Муди
ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу» («ice
right ahead»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному
офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение. Тот бросился к телеграфу,
поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право руля», одновременно
передав в машинное отделение приказ «полный назад». По терминологии
1912 года «право руля» означало поворот кормы судна вправо, а носа —
влево. Рулевой Роберт Хитченс
налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против
часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «руль вправо,
сэр». В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред
Оливер и Боксхолл,
находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались
удары колокола. Мэрдок нажал рычаг, включавший закрытие
водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении, и
тут же отдал приказ «лево руля!».
|